В поисках счастья. О попытках себя переделать

V poiskah schastja

Часто, особенно от старшего поколения, можно услышать, что нужно работать как мул, что это единственный путь не только к успеху, но и к счастью. Счастливым можно быть, только работая до седьмого пота. Теоретически звучит воодушевляюще. Правда, посмотрев на реальность, понимаешь, что в этой концепции что-то не клеится.

Читаешь истории успеха и видишь: действительно, во главу угла многие ставят трудолюбие и упорство. С другой стороны, очевидный факт – не все, кто упорно работает и трудится, счастливы. Как раз наоборот – большинство несчастливо. Люди недовольны зарплатой, количеством работы, ее качеством, всем, чем угодно.

Очевидно, что простая компенсация причин недовольства работает лишь первое время. Любой руководитель знает, что зарплаты всегда мало – через полгода сотрудник попросит еще, потом еще и еще. То же с нагрузками: чем меньше перед человеком ставить задач, тем меньше он будет способен выполнять. Конечно, везде нужно чувство меры и понимание возможностей личности – перегрузки ничем не лучше недозагруженности.

Зайдем с противоположной стороны. Может ли безделье привести к счастью? Возможно, врет общественная теория? Счастье не в работе, а в ее отсутствии? Люди любят отдыхать и наслаждаться жизнью. На первый взгляд, в этой концепции есть здравое зерно. Любой человек стремится к удовольствию. Опять-таки при детальном рассмотрении и здесь становятся очевидными некоторые нестыковки – чем больше отдыхать, тем меньше удовольствия получаешь.

Приезжаете вы на море. Впечатления бьют ключом: солнце, пляж, работы нет, бытовые проблемы остались дома – все супер. Проходит день, неделя… впечатления тускнут – все становится обыденным и привычным. Отсутствие работы воспринимается как норма, солнце и море тоже.

Люди, долгое время жившие на Бали, рассказывают, что все хорошо первое время, а потом остров превращается в подобие болота. Ты настолько привыкаешь к «теплой», размеренной жизни, что попытки себя перевести в режим активной деятельности стоят больших эмоциональных затрат – нужно заново «учиться» работать.

Получается, что ни в работе, ни в безделье счастья нет. Попытки найти золотой ключик на стороне, в долгосрочной перспективе всегда проваливаются. Я об этом немного говорил в прошлой статье «Изменить свою жизнь. В поисках решения».

Любые попытки закрыть свои проблемы за внешний счет не принесут стабильного результата, временное послабление – пожалуйста. Что я имею в виду? Счастье нет смысла искать в следовании каким-либо концепциям или в воплощении каких-либо идей в жизнь. Действия и концепции могут скомпенсировать комплексы, они также могут помочь увидеть причины комплексов. Но это не счастье, это возврат психики в нормальное состояние.

Вообще желание найти такую концепцию похоже на попытку договориться с Вселенной о своем светлом будущем: «Я буду жить по определенным законам, а ты, Вселенная, обеспечь меня, пожалуйста, счастьем». Опять-таки, это очередная концепция. По сути, человек торгуется с богом сам с собой, но, сколько себя ни уговаривай и ни убеждай, законы бытия от этого не изменятся. Мир вообще никогда не меняется, он такой, какой есть. Меняется лишь отношение человека.

Прислушавшись к описанию того или иного события, можно заметить, что оно всегда зависит от личного отношения рассказчика. Субъективно мир для личности именно такой, каким она его видит. Чем больше у человека неврозов, ошибочных установок, психологических травм, тем больше будет искривлено его восприятие.

Психика ‑ материя тонкая, здесь нет четких границ. Нельзя сказать, что это норма, а это уже отклонение. Что такое норма? Когда именно наступает отклонение? И в каких единицах все это можно измерить?

Когда человек имеет неразрешенные психологические противоречия, их проявления выбивают личность из колеи. Человеку приходится тратить уйму времени и сил на проживание и «прочувствование» негативных эмоций.

Возьмем, для примера, привычку жаловаться. Убирает человек в квартире и жалуется: «Как достала эта пыль, не хочу мыть посуду». И прочее в таком духе. Самое интересное, что он может жить один. Винить, по большому счету, некого, кроме себя самого. Но «заезженная мелодия» продолжается из раза в раз, при разговоре со знакомыми, родственниками, самим собой. «Ой, и так все достало, а тут эта посуда еще».

Взглянув на ситуацию объективно, становится решительно непонятно, как неодушевленные предметы могут достать человека? Грязная посуда просто лежит в раковине. Ты же сам сделал ее грязной. На кого жалуется человек? Получается, на самого себя.

Хорошо. Если катастрофически не хочется мыть посуду, нужно искать решение. Есть из одноразовой, а ее, немытую – в мусорное ведро. Купить посудомоечную машину, нанять посудомойку, в конце концов. Но нет, человек поступает иначе, он продолжает мыть посуду и продолжает жаловаться. Можно с высокой долей вероятности предположить, что в детстве на его жалобы и недовольства родители спешили устранить их причину – купить игрушку или повести на карусели. Родители хотели, чтобы ребенок был счастлив, а в итоге у человека сформировалось убеждение: «Достаточно больше возмущаться и жаловаться, и мою проблему решат за меня». Он вырос, родители отошли на второй план, а привычка жаловаться осталась.

С уверенностью можно говорить о нескольких вещах: человеку не нравится грязная посуда. Сам он в силу каких-то причин мыть ее не хочет. У него есть уверенность, что жалуясь, он сможет «помыть посуду».

Как было сказано выше, в детстве пришли бы родители и все сделали. Сейчас же, ясное дело, никто не придет. Но он этого не осознает, в глубинах психики есть убежденность – надо больше жаловаться, и проблему решат.

Возвращаясь к сказанному выше, каждый раз, когда такой человек будет видеть грязную посуду, он будет чувствовать, что мир с ним несправедлив. Ему будет казаться, что его обманули.

Тут мы подходим к очень интересному моменту, если посмотреть, как складывалась жизнь у этой личности, то можно проследить формирование негативной реакции, формирование привычки жаловаться, найти причины, в общем, разложить все по полочкам. Но тогда получается, что у него есть все основания вести себя так, как он ведет. В этом-то все и дело! Каждый человек имеет полное «психологическое» право вести себя так, как он ведет! Когда-то опыт привел его к этому способу поведения. У человека нет психологических оснований меняться. Именно поэтому так тяжело изменить любую внутреннюю установку. Вся предыдущая жизнь говорит, что этот образ мышления самый оптимальный. Существующие в данный момент времени нестыковки воспринимаются как исключения из правил и временные явления. Человек на самом деле уверен в «верности» и разумности своих верований.

В большинстве случаев с наскоку изменить свое убеждение не удается. Для этого нужно накопить определенный опыт. А накопить его можно, только совершая действия и фиксируя результат. Работать можно только с той проблемой, которую видишь – осознаешь. Как это сделать, я уже говорил в статье «Осознанность».

Многие гуру говорят о признании (принятии). Признание – это тот фундамент, с которого начинается пересмотр установок. Отрицая какую-то часть своей личности или установку, отмахиваясь от нее, невозможно с ней ничего сделать. Для сознания ее как бы и нет.

Итак, осознав свою проблему, первым делом необходимо понять, где ты находишься, и искать возможности выйти за рамки своего предыдущего опыта или посмотреть на ситуацию настолько пристально, чтобы не осталось сомнения в ошибочности своего убеждения.

Такое понимание называется инсайд. В один момент все становится на свои места и пазл складывается. «Ага! Я понял!» ‑ восклицает человек. Внутренне в этот момент он искренне соглашается с ошибочностью своих убеждений. Само по себе старое убеждение остается в памяти, но теряет свой эмоциональный заряд и перестает оказывать влияние на поведение. Человек всей душой признает, что он ошибался. За этим принятием нет негативных эмоций. Ничего, кроме облегчения, человек не испытывает. Он, наконец, дает себе право отказаться от деструктивного убеждения.

Проблема многих людей в том, что они хотят раз и навсегда изменить свою жизнь так, чтобы потом не надо было переживать. Этакая попытка уйти на духовную пенсию: найти такой способ жизни, чтобы ничего не огорчало. По сути, это и есть нирвана в общественном ее понимании – полное освобождение от страданий. Тот же Будда никогда не отвечал на вопрос, что такое нирвана. Он считал, что на этот вопрос просто не может быть ответа. Нельзя описать это явление словами. Подобные вещи нельзя найти снаружи. Их можно прожить только на основе личного опыта.

Изменения в жизни в большинстве случаев происходят именно путем проживания нового опыта, путем переживания чувств и эмоций, пропускания их энергии через себя. А для того чтобы это происходило, нужно действовать, брать и действовать. Сознательно выходить из зоны комфорта и быть готовым получить новые впечатления.

Продолжение читайте здесь: «Убеждения личности».

Подписаться на новые комментарии