Сознательное и бессознательное.

Статья «Тяжесть пути к успеху» планировалась как вступительная часть этой статьи. Но при написании выросла во что-то самостоятельное, но не законченное. На тот момент было несколько вопросов, требующих проверки на практике. Писать, опираясь лишь на голую теорию, было для меня не совсем честно по отношению к читателям и самому себе. Сейчас вопросы разрешены, и есть материал для продолжения.

19012015

Живет человек. Строит планы, ставит цели, принимает решения. Хочет быть сильным и успешным, богатым, что бы жена любила, а на работе что бы почет и уважение, в общем, все как в школе учили. Но удивительное дело, чем больше он к этому стремиться, чем больше сил вкладывает, тем менее счастливым становится. Подробно об этом я писал в статье «Тяжесть пути к успеху». Сейчас же постараемся понять, что же происходит в психике человека и как работает этот механизм, подменяющий наши истинные цели чужими. Для этого обратимся к опыту всем известного Зигмунда Шоло Фрейда

Зигмунд Фрейд первый в истории психологии доказал, наличие у любого, даже здорового человека часть психики скрытую от его осознанного взгляда. До Фрейда считалось, что только у больных, часть психики выпадает из зоны осознания. Отказ психически больных воспринимать реальность всегда сильно выделяется, и его невозможно не заметить. У здорового человека эти тенденции имеют слабовыраженную форму и в глаза не бросаются. Фрейд же показал и доказал, что бессознательная часть психики присуща абсолютно всем людям.

Наше сознание можно сравнить с прожектором, выделяющим часть мира своим светом, например, идя по улице, мы можем присмотреться к конкретному человеку, этот процесс так и называется обратить внимание. В этот момент остальной мир как будто перестает существовать, мы не замечаем других людей, предметы. Очень хорошим примером является просмотр фильма, погружаясь в действо, происходящее на экране, мы забываем о проблемах и делах, они выпадают из поля нашего осознания и нам кажется, что проблемы больше нет. Кстати именно так и формируется механизм зависимостей.

С мыслями и убеждениями человек действует аналогичным образом. С одной стороны, выделяя вниманием какое-то чувство или эмоцию, человек погружается именно в нее и крайне сложно испытывать, что-то еще. Можно или радоваться или печалиться, одновременно не получится. С другой стороны, если человек не осознает у себя желание, он верит, что этого желания нет. Большинство людей привыкло думать, что они выделяют своим вниманием и знают все убеждения о себе и все свои желания. Проблема здесь в том, что предмет во внешнем мире можно найти и показать вот смотри, есть такой. Убеждение же просто так не найдешь, во-первых в чужую голову не влезешь, во-вторых для этого нужно желание самого человека копаться в себе и копаться глубоко.

Может показаться, что прятать что-то от самого себя это совершенно нерационально. Зачем самого себя дурачить?

Фрейд рассматривал бессознательное, как защитный механизм. Когда с человеком происходят ужасные, с его точи зрения события, с которыми он не может смириться, события, имеющие огромный эмоциональный заряд, психика выталкивает их из области осознанного. Человек забывает то, что с ним произошло, и ему не надо тратить энергию, на способ скомпенсировать переживания. Так думает сознательная часть психики а, следовательно, и сам человек.

Переживания, находящиеся в бессознательном продолжают оказывать свое скрытое влияние на действия личности, они все равно ищут выхода и компенсации, просто теперь человек не осознает, почему он ведет себя именно таким образом, он уже не видит самих причин, но видит последствия этих причин. Здесь снова в игру вступает рациональное сознательное и пытается объяснить, почему произошли именно те действия, которые произошли. Честный ответ будет очень болезненным, ведь не зря его вытеснили. Поэтому сознание рационализирует ситуацию и найдет логичное и простое объяснение. Человек в него поверит, и будет жить дальше.

Например, ребенок однажды разбивает любимую бабушкину вазу. Его наказывают и, пытаясь заставить вести себя иначе, ему внушают, что он неуклюжий, а, следовательно, ему нужно вести себя гораздо аккуратнее и осмотрительнее. Если накал эмоций был велик, то ребенок запомнит, что он неуклюжий. А почему забудет. Осознавать это тяжело, и со временем, эта установка уйдет в бессознательное. Когда ребенок вырастет, он может, как бы случайно спотыкаться, сбивать предметы и вести себя как слон в посудной лавке. Бессознательно он будет отыгрывать внушенное ему убеждение.

Другой пример, если ребенок рос в богатой семье, вероятно, ему уделяли мало времени. Такие родители, как правило, заняты работой, они делают все, что бы у их ребенка было что поесть и что одеть, но дабы подстегнуть его хорошей учебе и ответственному отношению к жизни, могут упрекать деньгами и потраченными на их заработок силами. Желание само по себе хорошее, чего нельзя сказать о способах: «Я же для тебя пашу как лошадь, а ты, что? Ты ничего!». У человека формируется убеждение, что деньги это плохо, много работать плохо, что если бы родители не зарабатывали столько денег, то с одной стороны ему уделяли бы больше времени с другой он бы не чувствовал себя виноватым и должным.

Примеры даны лишь как возможные варианты, не стоит воспринимать их как жесткие правила.

Именно так и формируются комплексы – наиболее типичные и распространенные совокупности установок и убеждений. Пожалуй, самый известный пример – комплекс неполноценности (вышеописанный случай с вазой может привести именно к нему), выражающийся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере (с точки зрения сознания) в превосходство окружающих над собой.

Родители ребенка, воспитывая его в подавляющем большинстве случаев, сознательно руководствуются благими и добрыми мотивами. Они хотят воспитать сильную, добрую и здоровую личность. А вот бессознательно, получается как в песне Нагано:

«Мать — скульптор лепит тебя
Из глины фобий и комплексов,
Пытаясь, на старость, иметь про запас
Крутого героя из комиксов»

Все же вернемся к Фрейду. Он считал, что роль судьи следящего за чистотой личности осуществляет элемент психики, называемый Супер-Эго (Сверх-Я) или просто совесть. Так что утверждение, что сознание определяет, что хорошо, что плохо не совсем верно. Правильнее будет сказать, что этим занимается Супер-Эго. Слишком тяжелое для сознания переживание переносится в бессознательное и уже оттуда влияет на жизнь человека. С точки зрения эволюции, любой опыт имеет право на жизнь, и механизм бессознательного создан с целью, дать возможность любому опыту влиять на жизнь человека.

Взрослый человек имеет две борющиеся между собой системы. Одна именуется сознанием, в ней находятся все хорошие эмоции, чувства, переживания и установки. Другая – подсознание, в котором находятся все плохие эмоции, чувства и т. д. И Супер-Эго, которое говорит, что хорошо, а что плохо.

Сейчас мы подходим к самому главному. Взрослый человек имеет в себе множество установок, как сознательных, так и не очень. Руководствуясь именно этими установками, человек принимает решения. Когда есть бессознательная установка, что деньги это зло, и человек сознательно ушел в монастырь работать на низкооплачиваемую работу что бы больше видеть свою семью, то все в порядке. Сознание и бессознательное работают в одном направлении, и именно это называется счастьем. Человек живет, так как он хочет.

Проблемы начинаются когда, он работает по 25 часов сутки, а жена иногда говорит: «Забери ребенка из садика. Не волнуйся, он сам тебя узнает» Сознательно человек понимает, что хорошо много работать, много зарабатывать. Но также есть бессознательная установка, утверждающая обратное. Действие этой установки выражается разными путями. С субъективной точки зрения это могут быть, как будто случайные опоздания на работу, непроизвольно забытые важные поручения. Человек найдет себе отговорки, он просто устал, замотался. На самом же деле это бессознательное реализует, находящиеся в нем убеждения.

Важно разделять устоявшиеся тенденции и случайности. Действительно, возможны варианты усталости и замотанности, когда ресурсов организма физически не хватает. Что есть что, при поверхностном рассмотрении не просто понять. При противоречии подсознательным установкам человек может заметить чувство: «Где-то я делаю не так, как будто сам себя обманываю». Где именно не ясно, но чувство есть и от него ни куда не денешься. При усталости будет простое понимание, что ресурсы можно было распределить оптимальнее. То есть сомнений, касательного выбранной цели не будет, будут сомнения касательно способов реализации.

Как же усидеть на двух стульях? Удовлетворить желания и бессознательного и сознательного. Тут начинаются самые интересные выверты. Можно заработать денег, а что бы не чувствовать себя виноватым пожертвовать часть на благотворительность, и жить станет чуточку легче. Потратить много на жену или любовницу, сказав себе, что это я не для себя, а для других. Можно просто просадить все в кабаке, залив переживания горькой, в общем способов много. А поскольку основных противоречий, как правило, несколько то их комбинации порой создают очень интересные кульбиты. Человек идет в церковь молится, удовлетворяет один комплекс, а после этого материт соседнего водителя, стоя в пробке, удовлетворяя другой. Получает взятку на работе и жертвует ее часть нищим и так далее…

Современная цивилизация придумала способы скомпенсировать практически любые комбинации противоречий, но убеждения требуют постоянной компенсации, это как с едой невозможно наесться раз и навсегда.

В фашистской Германии ставили следующий опыт. Садисту давали бесконечное число жертв в течение дня и возможность бесчинствовать, сколько захочется. Ученые пытались найти предел человеческой жестокости и ответить на вопрос: «Возможно, ли ее полностью удовлетворить?» Ответ оказался весьма печальным. В течение дня садист уставал и говорил: «Все хватит», а на утро все повторялось опять и так до бесконечности. Садизм это тоже компенсация внутреннего напряжения. Попытка почувствовать себя сильнее и скомпенсировать свой страх.

Простым удовлетворением потребностей возможно их устранить лишь на время. Это как лодка с пробоиной. Она постоянно требует ресурсов, что бы ни утонуть. Можно откачивать воду, но эффективнее устранить течь, пожирающую ресурсы. В нашем случае разрешить противоречие. Можно изменить сознательную или бессознательную установки.

Сознательные изменить сложно. Это всегда установки, отвечающие общественному мнению, а с детства нам прививают зависимость от этого мнения и прививают довольно успешно. Эти убеждения настолько укрепились в наших головах, что их изменение требует серьезной работы над собой и понимание, что от благ общества в виде одобрения и поддержки придется отказаться. Воспринимать мнение окружающих просто как мнение, нелегко, этому нужно учиться. Мало кто к этому на самом деле готов, гораздо легче жить, имея под собой опору в виде общественного мнения, на него всегда можно опереться, использовать как ориентир.

Бессознательные установки вначале нужно осознать, а это всегда больно и самостоятельно это могут сделать люди готовые часами копаться в себе, разматывая этот клубок слой за слоем, процесс этот длительный и как было сказано болезненный, но то же реальный. Этот путь скорее эзотерический, связанный с медитациями, остановкой внутреннего диалога и близкими к этому вещами Результат здесь не всегда видно сразу и велика вероятность пойти не по той тропе, потом придётся возвращаться и начинать свой путь по новой.

Подписаться на новые комментарии