Рефлексы человека. Взгляд психолога

Недавно от Андрея в комментариях к статье «Как избавиться от чувства злости» поступило предложение глубже раскрыть тему автономных реакций. Раньше я уже писал о шаблонах восприятия. Тогда был сделан упор на фильтры и шаблоны, а об эмоциях и поведении я упомянул вкратце. Пришло время раскрыть и эти понятия. Начнем, как полагается с основ. Существует два типа рефлексов условные и безусловные.refleksi_1

Первые – безусловные, передаются из поколения в поколение. Им человек специально не учится, они даны на генетическом уровне. Например, рефлекторное отдергивание руки от горячего.

Вторые – условные им человек обучается в процессе жизни и по наследству они не передаются. Если вы умеете кататься на коньках, вы не сможете передать этот навык своим детям при рождении, можете только в процессе обучения.

Пожалуй, все слышали о великом русском физиологе Иване Петровиче Павлове и его исследованиях условных рефлексов. Павлов открыл, что с помощью безусловного рефлекса можно сформировать на его основе условный.

При виде пищи у собаки возникает слюноотделение. Павлов кормил собаку и в этот момент звонил в колокольчик (безусловный рефлекс). После нескольких повторений у животного вырабатывался условный рефлекс – мясо можно уже не показывать, достаточно позвонить в колокольчик и у собаки начинала течь слюна. Другими словами происходило якорение реакции.

Условные рефлексы охватывают все сферы нашей жизни: как эмоции с чувствами, так и практические навыки. Любое научение, будь то умение писать или кататься на роликовых коньках представляет собой создание все тех же условных рефлексов.

Когда нам нужно написать слово мы уже не вспоминаем, как писать каждую букву, мы берем и пишем. Характерным моментом здесь служит тот факт, что человек не может объяснить, как именно он сделал то или иное действие. Он просто умеет писать и все.

Формирование фобий и страхов происходит этим путем, с той лишь разницей, что фобии могут возникнуть с первой попытки. Яркий пример – человек попал в серьезное ДТП и теперь боится ездить на машине. Причем страх имеет способность распространяться. Человек может бояться всех машин, боятся ездить в автобусе, чувство опасности может возникнуть даже при виде автомобиля на стоянке. Причем реакции будут возникать автоматически. Сам механизм спрятан в бессознательном и человек не понимает как страх возникает, он чувствует лишь результат.

Страх это – частный случай убеждений человека. Убеждения в свою очередь это — правила реагирования на определенный стимул. Это столпы, на которых стоит вся наша жизнь. Невозможно представить взрослого человека без убеждений, он сразу станет ребенком в наших глазах… или Буддой, смотря как посмотреть.

Итак, убеждения это – вещи, в которые мы верим. Формируются они либо по причине однократного сильно эмоционально заряженного опыта (ДТП, сильный испуг, якорная реакция на все машины) либо ввиду неоднократного повторения схожих опытов. В чем проблема двоечников? Обычно дело не в том, что они глупее остальных, а в том, что они сами не верят в свои способности. Несколько неудачных опытов плюс отсутствие поддержи. В итоге ребенок опускает руки и принимает на веру свою бестолковость. Кстати путем разговора с авторитетной личностью тоже формируются убеждения, но они по своей природе слабее, чем усвоенные на личном опыте. Двоечника, возможно разговором с уважаемым (с его точки зрения) человеком, убедить старательно учиться, но если за этим не последует позитивный опыт, то он снова скатиться в пропасть.

refleksi_2После становления убеждений у личности на их основе формируются правила поведения. Мы видим человека, допустим, с ним связаны позитивные воспоминания. Тогда мы обрадуемся, подойдем, пожмем руку, может обнимем. Через наши убеждения мы приходим к определенным шаблонам поведения, которые выучили ранее.

Важно понимать, что эти реакции проявляются автоматически. Правда, автоматизм играет с нами злую шутку. Наш мозг якорит как нужные реакции, так и не очень. Если первые нам упрощают жизнь, то вторые совсем наоборот. Также якорятся запахи (запах бабушкиных пирожков, родного дома, духов на первом свидании), звуки (песня на свадьбе, гимн страны, музыка из кинофильмов), вкус и вся остальная информация, проходящая через органы чувств.

Якоря редко существуют автономно, обычно они дополняют друг друга. Например войдя в гости первый раз в голове происходит тотальная оценка множества факторов. Цвет стен, обстановка, запахи, пыль, какие картины на стенах и так далее. Через несколько секунд у нас возникает обобщенный образ помещения и хозяев. Мозг уже подготовил для нас «лучшие» реакции на основе опыта прошлых лет. Если эти реакции противоречат вашей социальной роли, то придётся сдерживаться и притворятся.

Не только физические объекты для нас являются предметами якорения, но и всевозможные понятия и концепции. Будь то христианство, саморазвитие, просветление (добавьте по своему усмотрению) Любой образ вызывает в голове поток связанных с ним убеждение, реакций, способов реагирования.

Юнг успешно использовал эти особенности психики человека. Он разработал и применял метод свободных ассоциаций. Психолог говорит слово, а пациент озвучивал первую возникшую ассоциацию. Смыл метода в том, что на болезненные и подавленные темы ответная реакция звучит позже, чем на запрос без негативных якорей. Зафиксировав время между вопросом и ответом, психолог может нащупать болевые точки пациента и быстрее найти причины неврозов.

Проблема с убеждениями заключается в том, что сформировавшись один раз их уже не так-то просто изменить. Во что-то поверив, человек, как правило, пытается следовать вере до конца. Пытаясь изменить весь мир под свою, порой безумную идею. Говоря условно, для формирования убеждения требуется 10 единиц психологической энергии, для его разрушения уже 100, а для поддержания и навязывания другим 50.

Дальше рефлекторные реакции формируются в цепочки. Например:

  • Хорошие дети слушаются родителей. (Убеждение, воспринятое от мамы)
  • Когда я не слушаюсь, я плохой. (Убеждение, основанное на предыдущем)
  • Плохих детей не любят (Убеждение основанное на опыте и внушении со стороны родителей)
  • Когда я чувствую, что меня не любят я чувствую себя плохо (Убеждение основанное на личном опыте)

Со временем промежуточные звенья выпадут, и останется связка: Если я не слушаюсь родителей, то я чувствую себя плохо.

С другой стороны, слушаясь родителей человек запускает цепочку:

  • Я делаю, что от меня хотят.
  • Значит я хороший.
  • Значит меня любят.
  • Мне нравиться чувствовать, что меня любят.

Характерной особенностью убеждений человека является их постоянство. Усвоив один раз в детстве, что родителей нужно слушаться, повзрослевший «сорокалетний малец» в отношении с родителями ведет себя как ребенок. Выполняя любую их прихоть, даже в ущерб себе, ради ощущения любви и признательности. Справедливости ради, стоит сказать, что часто подобные переживания переносятся на окружение: жену, друзей. Такой человек выглядит refleksi_3беспомощным и везде ждет указания со стороны.

Все мы видим мир через призму убеждений, находясь во власти автономных реакций. Большинство из них служит нам верой и правдой, облегчая повседневную жизнь и экономя огромное количество сил и времени. К сожалению, встречаются и другие, ломающие нормальную жизнь личности и превращающие его в послушного раба.

Задача психотерапевта помочь человеку осознать первопричины своих убеждений и разорвать цепочку рефлексов как можно ближе к ее началу, а в идеале помочь сформировать новую работающую во благо личности.

P.S. Продолжение темы: «Нейронная сеть мозга и прошлый опыт»

Подписаться на новые комментарии