Понимание и решение психологических проблем. Есть ли разница

Ponimanie_i_reshenieПо большому счету, решая свою психологическую заморочку мы стремимся к пониманию ее истоков. Есть распространенное убеждение: «Стоит понять причину невроза (психологической проблемы), как это сразу же даст нам ключ к ее решению». Это не совсем так, вернее, совсем не так.

Именно в этом и погряз классический психоанализ Фрейда. Фрейд считал, что причиной невроза является событие или череда событий, найдя которое и объяснив пациенту его подсознательный мотив, можно излечить невроз. Особенность данного метода – психоанализ пациента может длиться, без преувеличения, десятилетиями.

Не стоит воспринимать эту статью как окончательную истину. Это скорее концепция, указывающая направление для собственных психологических изысканий. Можно сказать, что это теория, подающая процесс внутренних изменений под новым соусом. В этом психоделическом психологическом «блюде» стоит обратить внимание не на конкретные ингредиенты, а постараться уловить общий аромат. В общем, приятного аппетита!

Представьте себе инженера, разрабатывающего новый автомобиль. Он знает законы физики, аэродинамики и все такое прочее, он знает, как работает двигатель, из какого сплава нужно сделать кузов и так далее. В общем, через некоторое время машина появляется на свет. Инженер знает в ней каждый винтик, каждый сантиметр. Все им лично сконструировано, выверено до идеала и многократно перепроверено. Тут появляется профессиональный гонщик, и они с инженером решают посоревноваться. Кто быстрее проедет трек? Разумеется, победу одержит гонщик. У него есть навыки скоростного вождения автомобиля. Он может не знать, как его правильно создать, зато он знает, как им управлять. Очевидно, что понимать и уметь ‑ это не одно и то же.

Еще один пример, это музыкальные инструменты. Гитарный мастер знает основы и сможет что-нибудь сыграть, но одно дело быть создателем и совсем другое виртуозным исполнителем. Музыканту же совсем не требуется знать, как создается инструмент, чтобы научиться великолепно играть.

В психике все действует сходным образом, только обычно мы этого не замечаем. У нас есть убежденность, что, поняв законы психологии, мы автоматически научимся виртуозно бить по струнам нашей души. Но знание теории никак не влияет на навыки игры.

Допустим, человек понял все свои психологические заморочки, он знает: это комплекс неполноценности, это детская травма, а вот здесь незакрытый гештальт. Но знание само по себе не приводит к излечению. Именно поэтому в статье «Проблема постановки целей. Можно ли захотеть хотеть» сказано, что знание правил игры не дает возможности их изменить. Очевидно, что, поняв свою психологическую травму, бессмысленно надеяться на «автоматическое» исцеление.

Читая книги с полезными советами и пытаясь найти в них ответы на вопросы, ответы находишь. Это правильные ответы, только сами по себе проблем они не решают.

Понимание ситуации, конечно же, необходимый процесс, но это лишь ступенька на пути, а не финишная черта. Понимание – это поверхностный уровень, уровень ума. А реальные изменения происходят где-то в глубине. Конечно, теоретические знания могут этот процесс ускорить. Часто без них вообще невозможны изменения, но они не являются самой причиной изменений.

Наличие психологической проблемы можно сравнить с положением заблудившегося в лесу. Есть ситуация, которая человеку не нравится и доставляет дискомфорт, но как из нее выбраться, он не знает. Самое первое, что стоит сделать, это осознать проблему: «Блин! Я же в лесу! Я заблудился!» Без осознания тут никуда. Дальше, если у человека есть карта (знания), его путь будет легче, но опять-таки это не избавляет его от возможности ошибиться: возможно, карта не та (неправильно определена психологическая проблема), возможно, он что-то упускает из виду. Но очевидно, сидя на поляне и рыдая над картой о своем бедственном положении, проблему не решишь – из леса не выйдешь. Хотя, кто сказал, что из него не выйдешь без карты? Что не выйдешь с закрытыми глазами? Кто вообще сказал, что человек хочет из него выйти, может, он ждет спасителя и старается рыдать как можно громче?

Так вот, умение составлять карты, читать их, ориентироваться в лесу, определять, где север, а где юг – это все практические навыки. Собственно, умение разгребать свои психологические завалы тоже своего рода навык.

Только в психологической работе все не то чтобы сложнее, скорее туманнее. В физическом мире, в отличие от «психологического», результат действий гораздо очевиднее и четче. Идешь по лесу, в руках карта. Бах! Овраг! А на карте его нет, нарисовал, обошел и двинулся дальше. В следующий раз нужно будет проложить маршрут с учетом этого препятствия. Результат виден, и понятно, что к чему.

В психологии же одна иллюзия прикрывается другой, а та ‑ третьей, четвертой и так далее. Для психики совершенно нормально объяснять один самообман за счет другого и прикрывать это все ворохом миражей. То есть, рисуя «психологический овраг» на «психологической карте сознания», может оказаться, что мы его просто придумали. А потом, смотря на карту, мы будем уверять себя, что туда ходить не надо. Ответы здесь неочевидны, результат часто долог и не всегда заметен.

Тем не менее, это не значит, что продуктивная психологическая работа ‑ это какая-то недостижимая мечта. Просто нельзя смотреть на изменения в душе как на перепланировку квартиры: написал проект, здесь снес, там построил, это выкинул, это купил ‑ и получил желаемый результат. Здесь нельзя требовать от себя конкретных изменений. Варианты типа «С сегодняшнего дня начинаю медитировать, а через месяц достигаю тотальной осознанности» не работают. Можно лишь указать себе направление, примерный ориентир приложения усилий и стремиться идти этим путем.

Подписаться на новые комментарии