Нейронная сеть мозга и прошлый опыт

neyronnaya-set-mozga-i-proshlyiy-opyitВсе мы родом из детства. Люди вроде бы понимают, что большинство наших сегодняшних психологических проблем начали формироваться где-то там, далеко в детстве, но мало кто помнит, что именно там происходило. Мы пожинаем результат, не имея возможности вспомнить процесс.

В этой статье я излагаю личностный взгляд. Это концепция, и не стоит слепо брать ее на веру, ища в событиях прошлого корень всех зол. Лучше рассматривать эту теорию как один из возможных вариантов, чем как единственную истину.

У человека всегда есть как позитивный, так и негативный опыт, он может касаться одной и той же личности или одного и того же события. Например, у каждого есть как хорошие, так и плохие воспоминания, связанные с родителями или фигурами их заменяющими. Родители ребенка и ругают, и ласкают, из чего можно заключить, что формируется противоречивый образ. Получается, что один и тот же человек становится и хорошим, и плохим одновременно. Для взрослой психики в этом нет ничего странного. Взрослый понимает – человек существо сложное, и вешать на всех ярлыки бессмысленно. В разных ситуациях люди ведут себя по-разному. Например, прогнивший коррупционер может пожертвовать своей жизнью и спасти ребенка из горящего дома, а законопослушный и добрый гражданин проигнорирует избиение бездомного дедушки ошалевшими подростками.

Взрослый человек за годы жизни выработал способность дифференцированно смотреть на мир, иными словами, не складывать все свои впечатления в одну кучу. Ребенок так смотреть не может, у него еще нет этого навыка – он еще не научился. Он не может понять, что мама бывает разной: доброй, злой, уставшей, равнодушной и так далее. Для него есть только один вариант – мама самая хорошая. Ребенок – это эгоцентрист, он считает, что все зависит от него. Что если взрослый ведет себя тем или иным образом, то это его (ребенка) «заслуга». Думая так, ребенок обходит внутреннее противоречие – это не мама злая, это я что-то не так сделал. Психика защищает образ авторитета, от которого целиком и полностью зависит ребенок.


Все маленькие дети любят своих родителей, какими бы они ни были.


 Беда в том, что при постоянных повторениях защитная реакция превращается в самоощущение, и человек на автопилоте продолжает быть уверенным, что он во всем виноват. Человек становится уверенным, что он корень всех зол. Словно кнопка, отвечающая за самооценку, запала и никак не может вернуться в исходное положение.

Но почему же когда ребенок становится взрослым и может отделить зерна от плевел, он не начинает воспринимать все объективнее? Дело в физиологических особенностях человека.

Головной мозг состоит из нейронов. Эти клетки, соединяясь между собой, образуют нейронные сети. Особенностью нейронов является тот факт, что один нейрон может быть соединен с неограниченным числом других. Представьте лист бумаги, на котором нарисовано десять точек, и каждая соединена с несколькими другими.

В мозгу насчитывается боле восьмидесяти пяти миллиардов нейронов. С точки зрения физиологии головного мозга процесс обучения – это процесс образования новых нейронных связей. Когда ребенок учит таблицу умножения, ему приходится думать над ответом некоторое время, но чем больше он учит и думает, тем быстрее происходит ответ. Когда таблица выучена, человек мгновенно, как будто не задумываясь, отвечает, сколько будет семью восемь.

Скорость реакции возрастает, потому что в мозгу образуются новые нейронные связи, и информация обрабатывается быстрее. Со временем человек просто запоминает нужные значения и перестает считать в уме. Фраза «семью восемь» напрямую связывается с ответом «56».

Любое научение протекает по следующей схеме – чем чаще делаешь, тем легче и быстрее становится. Примеров можно привести массу: обучение вождению, игре на музыкальных инструментах, актерской игре, вокалу – в любом действии важен опыт и повторение. Со временем связи образуются настолько многочисленные и устойчивые, что действие становится абсолютно рефлекторным, словно чистка зубов или мытье рук.

Ресурсы мозга ограниченны. Поэтому ситуация когда все нейроны связанны со всеми, невозможна даже теоретически. Любые невостребованные связи со временем разрушаются. Перестав практиковаться игре на гитаре, человек начнет терять уровень. Конечно, он не разучится совсем, но с каждым днем ему будет тяжелее, чем прежде.

Когда человек что-то чувствует, то взаимодействие между разными областями мозга идет, в том числе с помощью нейронных сетей. Способность чувствовать заложена в нас природой, но навыку чувствовать в какой-то степени мы учимся.

Грубо говоря, чем больше мы радуемся, тем легче нам это делать. Чем больше грустим, тем лучше мы это умеем делать.

Говорят, что мысли материальны. Возможно, и есть в мире тот самый закон притяжения. «Думай о хорошем ‑ и оно притянется в твою жизнь. Думой о плохом ‑ и его будет сполна». Но очевидно, что этот закон если и действует, то это очень тонкое и не всегда очевидное действие. Мне же хотелось бы взглянуть на этот процесс с более материальной точки зрения.

Нейронная сеть человека подстраивается под мысли. Мозг, как орган, не разделяет эмоции и состояния на плохие и хорошие, на нужные и бесполезные. Что бы человек ни делал, мозг будет пытаться оптимизировать и ускорить этот процесс путем развития нейронной сети. Именно в этом и заключается вредность негативных мыслей. Думая о негативе, человек учится фрустрировать еще качественнее.

Масла в огонь подливает тот факт, что, не испытывая радости и счастья, человек теряет способность получать позитивные эмоции. Депрессия, кстати, часто выражается полной утратой способности радоваться. Нейронная сеть, связанная с центром удовольствия в мозгу, становится бедной, и почувствовать радость становится тяжелее. Говоря проще, мысли накатывают в нашем мозгу колею в обход зон, отвечающих за ощущение счастья.

Говорят, что мир для каждого такой, как человек о нем думает. У этого утверждения есть вполне простое объяснение. Думая о негативных вещах, обсуждая негативные стороны кого-то, человек подстраивает нейроны под определенный способ мышления – создает колею. Мозг привыкает думать в негативном ключе, обвинять других, и с каждым разом навык «негативизма» только улучшается. Человек настолько глубоко накатывает дорожку, что в момент, когда нужно будет радоваться и получать удовольствие, психике будет тяжело переключиться. Да и попросту некуда, «пути» ощущения радости давно разрушились ввиду невостребованности.

Способность чувствовать эмоции, словно мышцы нашего тела. Каждый человек в процессе жизни учится ими пользоваться – ходить, писать, говорить. Это все возможно, благодаря работе мышц. Бывает, что жизнь у человека складывается так, что некоторые способности так и остаются в зачаточном состоянии. Кто-то не умеет плавать, кто-то плохо бегает и так далее. Так и умение переживать некоторые эмоции у многих остается неразвито.

Некоторые люди всю свою жизнь думают в одном ключе. Основные направления их мышления были просто спущены им сверху в тот момент, когда они еще не могли фильтровать информацию. Один раз чему-то научившись, они не пытаются развить свой эмоциональный интеллект, они останавливаются в развитии, тем самым лишая себя возможности прочувствовать все краски жизни.

Здесь мы подходим к опасному моменту. Очень соблазнительно переложить всю ответственность за жизнь на свое прошлое. Можно рассматривать прошлый опыт как оправдание действовать деструктивно. «Ну что я могу сделать? ‑ говорят такие люди. ‑ Меня так воспитали. У меня было тяжелое детство». Да, действительно, у каждого есть право действовать так, как он действует. Но с другой стороны, у каждого есть право защищаться и отстаивать свои интересы.


Прошлый опыт лишь объясняет, почему человек ведет себя определенным образом, но ни в коем случае не оправдывает негативных поступков. Можно понять, почему человек решился на насилие, но это не значит, что жертва не имеет права требовать компенсации и должна простить насильника.


 Очевидный факт, если человек с шести лет по два часа в день играет на гитаре, то, как ни крути, к 20 годам он сможет сыграть гораздо больше, чем самый одаренный гитарист, игравший в своей жизни пару недель. С эмоциями так же. Какими бы ни были особенности психики, генетические особенности и прочие исходные данные, человек все равно может развивать свою эмоциональную сферу.

Особенность в том, что когда колея накатана, «перекатать» новую быстро не получится. Нейронной сети для перестроения нужно время. Это плавный процесс, требующий размеренности и упорства. Вообще любые изменения становятся видны только через некоторое время. Они уже произошли, но ты их не замечешь. Словно мозг хочет лишний раз все проверить. А вдруг мне это кажется? Только по прошествии некоторого времени ты соглашаешься с миром и осознаешь новую действительность.

Чем пристальнее внимание, тем незаметней перемены. Если ходить в спортзал и каждое утро после тренировки рассматривать себя в зеркало, то изменишься незаметно. Через пару месяцев будет казаться, что все по-прежнему. А если посмотреть на фотографию двухмесячной давности, то изменения сразу станут очевидны. Это как с детьми, своих видишь каждый день, и кажется, они не меняются. А придя к знакомым, вдруг осознаешь, что с прошлой встречи их ребенок очень сильно вырос.

Иногда, чтобы увидеть результат, ситуацию нужно отпустить, перестать ее оценивать и просто делать. Тогда, однажды обернувшись, вдруг осознаешь, какой огромный путь был пройден.

 

Подписаться на новые комментарии