Куда податься. О форумах, тренингах и психотерапевтах

kuda-podatsya-o-forumah-treningah-i-psihoterapevtahЕсть много вариантов поправить/укрепить свое психологическое здоровье. Можно принять участие в вебинаре, прочитать книгу из серии «Тридцать шагов к…», записаться на консультацию к психотерапевту, попробовать решить проблему на форуме. Во множестве методов и подходов не так-то просто разобраться. В этой статье я опишу, чем, на мой взгляд, одно отличается от другого. С какими проблемами предпочтительнее пойти на тренинг, а с какими ‑ к психотерапевту.

Еще Эрик Берн писал, что основным желанием людей является потребность структурировать время, то есть человек не может долго сидеть без занятия. Берн делал основной упор на межличностное общение и рассматривал коммуникации между людьми как некие игры, в которые играют люди. Возможно, вы слышали о книге с одноименным названием. То есть, одной из основных задач общения, по мнению Берна, является разыгрывание каждым человеком своей роли. Если каждый играет роль в соответствии с ожиданием другого, то «актеры» получают удовольствие, если кто-то отказывается играть отведенную ему роль, то возникает конфликт. Цель у этого конфликта ‑ занять свободное время, а попутно удовлетворить свои комплексы.

Даже если дело касается индивидуального времяпровождения, то действуют те же тенденции. Яркий тому пример первые попытки практиковать медитацию. Начинающий пытается сосредоточиться на дыхании и расслабиться, а его так и тянет чем-нибудь заняться. «Что я здесь делаю? Я попусту теряю время. Лучше бы делом занялся», – частые мысли при медитации. Если не поддаться их уговорам и продолжить наблюдать, им на смену приходит новый ворох мыслей и образов. Эти мысли могут быть о чем угодно: фантазии, мечты, воспоминания. Что это будет, по большому счёту, неважно. Важно другое. Эти мысли будут перетягивать на себя внимание, и человек окунется в мир, рисуемый разумом. Даже находясь в неподвижной позе, человек найдет себе занятие, он загрузит свой мозг работой.

О влиянии телевизора, социальных сетей и прочих информационных наркотиков мы уже говорили, повторяться нет смысла.

Если все это дело резюмировать, получается, что люди всегда пытаются себя занять. По большому счету, есть всего два основных мотива в поведении людей. Мотив «от кнута» и мотив «к прянику». Получение чего-то ‑ пряник, избегание чего-то ‑ кнут. Движущим мотивом нашей жизни являются эмоции, в этом плане мы как биологические роботы. Хороших ‑ хотим как можно больше, плохих ‑ как можно меньше.

Прежде всего, хочу напомнить об одном большом препятствии. Например, основная цель социальных сетей – поддерживать связь между людьми, но многие используют их как способ структурировать (потратить) время. Они мало там с кем общаются, в основном смотрят видео, постят картинки и прочее в таком духе. Так и любой из нижеописанных вариантов можно использовать лишь как способ провести время, не для решения проблем, не по прямому назначению. Люди фактически меняют свое время на эмоции, особо не стремясь к реальной психологической работе. Так бывает не везде и не всегда но, к сожалению, в большинстве случаев. Такой человек ходит к психотерапевту не за решением проблем, а за возможностью высказаться и поплакаться, книги читает ради возможности похвастаться своими знаниями, форумы посещает для самоутверждения. С таким подходом ждать каких-то изменений бесперспективно. Можно найти самые дорогие курсы и тренинги, нанять самых крутых тренеров, но, если человек не хочет работать над собой, все его желания так и останутся желаниями.

Дальнейшее повествование будет базироваться на убеждении, что человек хочет измениться сам. Он готов прилагать усилия.

Психологические форумы

kuda-podatsya-o-forumah-treningah-i-psihoterapevtah_1

Форумы сами по себе вещь неплохая, но они работают лишь там, где изначально люди говорят об одном и том же, там, где есть принятые нормы и правила. Например, вы заливаете фундамент для гаража, и вам нужно определиться с маркой бетона. Достаточно найти тематический ресурс, сообщить исходные данные, и «старшие товарищи» скажут вам нужную марку бетона, а поскольку товарищей этих будет несколько, ложные варианты отпадут.

В психологии такая ситуация маловероятна, вернее, если речь идет о каких-то конкретных и мелких вопросах, например, как перестать волноваться у начальника, то вам, скорее всего, подскажут несколько техник, на которых вы сможете некоторое время закрывать психологические пробоины, вызывающие волнение, но на комплексный подход рассчитывать в таком случае не приходится.

Если на форуме спросить, как построить гараж с нуля и без опыта, люди не смогут вам рассказать все нюансы и тонкости, для этого потребуется писать тонны текста и потратить уйму времени. Проще купить книгу или найти блог о строительстве. Но здесь изначально понятно, чего вы хотите и где вы находитесь.

В психологических проблемах сам человек, как правило, не знает, в чем причина тех или иных бед – непонятно где собака зарыта. Продолжая тематику строительства, можно сказать, что попытка решить сложную психологическую задачу на форуме сродни проектированию гаража в неизвестном месте для непонятной машины ‑ то ли это тайга, то ли пустыня, возможно, для лимузина, возможно, для велосипеда.

Форумы хороши для постановки мелких уточняющих вопросов. Например: «Я медитирую, но в процессе медитации засыпаю, как быть?» Вам скажут, что ничего страшного в этом нет, все дело в том, что вы мало спите и в моменты расслабления организм берет свое. Постарайтесь больше спать и продолжайте практиковать.

 Книги

kuda-podatsya-o-forumah-treningah-i-psihoterapevtah_2

Можно найти множество книг с самыми разными подходами и взглядами, с разными методиками улучшения своей жизни.

Многие книги говорят о том, что нужного результата можно добиться, следуя определенным правилам. В подобных произведениях довольно прямо сказано, что нужно делать и на что можно рассчитывать. Например, классический труд с подобным взглядом – это книга «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги, вышедшая в 1936 году и неоднократно переиздававшаяся. В ней конкретно описано, что нужно делать для выстраивания хороших отношений с людьми.

Такие книги об успехе и богатстве, говорят о правилах, соблюдая которые можно достичь поставленных задач. Но почему, имея неограниченный доступ к реальным инструкциям по «осчастлививанию» жизни, вокруг нас так мало счастливых и успешных людей?

Потому что эти книги не учитывают внутренний мир конкретного человека, в них вроде бы все верно описано, и, со стороны, кажется, что выполнить написанные там инструкции вполне по силам. Но как только человек начинает действовать согласно книгам, так сталкивается с внутренним сопротивлением. Это хорошо еще, что начинает, чаще, дальше простого прочтения дело не заходит. Такие книги говорят, что делать и как делать, но не рождают внутреннего мотива. Да они и не могут.


Если человек «глотает» книги пачками, но они не работают, то дело совсем не в книгах. Дело не в том, что он не знает, как делать, а в том, что он не хочет делать, возможно, не верит в результат, возможно, ему страшно. Ему кажется, что усвоение методики тождественно результату.

Он как бы перепрыгивает через ступеньку, пытается наесться прекрасным ужином, прочитав рецепт в кулинарной книге, совершенно забывая про сам факт совершения определенных действий для превращения куска сырого мяса в жаркое.


Книги показывают лишь путь, но, для того чтобы пройти его, нужно идти по нему.

До глубинных мотивов не так просто докопаться, непросто увидеть их наличие. Книги могут служить определенным барометром. Если после прочтения в жизни не происходит необходимых изменений, значит, нужно глубже копать. Что именно мешает действовать? Какие чувства и мысли возникают при попытке изменить свою жизнь?

Не стоит вестись на рационализацию ума. Он подскажет кучу, просто гору рациональных и не очень объяснений: мне это не подходит, это не мое, я не могу этого сделать, это как-то неприлично, я этого боюсь. Это пустые, по сути, фразы, маскирующие реальные убеждения.

Книги ‑ хорошая штука при условии, что внутренний мир человека согласен с методами, ценой и полученным результатом. Если нет – придется вначале прорабатывать внутренние убеждения.

Психологические тренинги и работа в психологических группах

kuda-podatsya-o-forumah-treningah-i-psihoterapevtah_3Тренинги и группы находятся между книгами и психологическими консультациями. Представьте линию. С одной стороны линии находятся книги, за ними идут тренинги и вебинары на несколько тысяч человек, на другом конце – индивидуальная психологическая консультация, а перед ней работа в уютной группе на 10‑12 человек. В принципе все коллективные психологические мероприятия можно расположить где-то на этой линии.

Чем больше людей, тем сложнее практиковать индивидуальный подход. Тренинг с огромным количеством человек близок по своему смыслу к книге. Фишка в том, что живое общение действует на сознание несколько иначе. Подключаются невербальные струны нашего восприятия. Мы «впитываем» эмоции тренера, проникаемся его взглядами. Речь, сказанная талантливым оратором, гораздо легче берется на веру, чем она же, но прочитанная в книге.

Очень многое из рассказанного на тренингах можно найти в печати, но в печати нельзя найти реальный опыт. Тренинги помогают сделать то, на что человек самостоятельно никогда не решится. Тренер поддерживает, где-то заставляет, где-то находит решение. Путь с инструктором осилить легче, чем без него.

Тренинги повышают мотивацию. Участники, разбирая кейсы (смоделированные ситуации), поддерживают друг друга. Видя, как другие люди делают упражнения, они начинают верить, что им тоже это по силам. Происходит интенсивная мотивация. Человек впадает в ресурсное состояние. Точка восприятия меняется, и те вещи, которые казались сложными, начинают восприниматься простыми и возможными. Личность начинает верить в свои силы.

У подобного рода эмоциональных раскруток есть особенность. После них следует откат. Например, человек переборол свой страх и пригласил девушку на свидание, или начал ходит в спортзал и продолжает ходить. В этом случае откат будет скомпенсирован позитивным опытом. Придет ощущение противоположное бессилию – я могу изменить свою жизнь так, как я хочу.

А вот если мотивации оказалось недостаточно, или перед человеком были поставлены слишком тяжелые задачи, то возможен обратный эффект. Пока тренинг будет длиться, все будет в норме, но когда закончится, и человек оглянется, ему станет тоскливо: «Денег потерял, ничего не приобрел». Ресурсное состояние начнет восприниматься как иллюзия и самообман. Личность еще сильнее убедится в своем бессилии, и желания снова идти тренинговаться поубавится.

На другой стороне линии, как вы помните, находится работа в группах. Такой формат работы подходит для решения сложных личностных проблем. В США и Европе всевозможные «Общества анонимных…» пользуются большой популярностью. Опыт показал, что работа в таком формате, это эффективный метод пережить личностную бурю и вылезти из психологической ямы. Люди, опустившееся на дно, как правило, не могут выкарабкаться, потому что не верят, что им это по силам. Они как будто махнули на себя рукой. В группе же они встречают людей, понимающих их проблемы, имеющих схожий жизненный опыт. Простая возможность высказаться сочувствующему человеку уже является психотерапией. А если рядом сидит квалифицированный психолог, то работа идет еще легче и продуктивнее.

Совсем необязательно в формате маленькой группы прорабатывать только серьезные и глубинные заморочки. Это может быть и тренинг, и разбора кейсов без особого углубления в индивидуальные проблемы. Закономерность здесь следующая, чем личностнее проблема, тем больше нужно индивидуального подхода, тем меньшему количеству участников в состоянии уделить время тренер. Например, читая тренинг на тему здорового питания, можно собрать и 100 человек, и больше. Конечно, будут вопросы, но маловероятно, что эта тема потребует долгой индивидуальной проработки. А с людьми, страдающими хроническими депрессиями в таком формате не поработаешь. Они просто не будут слушать. Тут каждого нужно втягивать в работу и выискивать, почему человек отстраняется от реальности.

Идя на тренинг, следует понимать, зачем вы идете. Не стоит ждать, что достаточно просто поприсутствовать, и жизнь как-то сама наладится. Тренинги облегчают внутреннюю работу, показывая опробованные пути решения тех или иных проблем. Человеку помогут настроиться, помогут измениться, подскажут решения, но все равно основной эффект достигается личностными усилиями – нужно делать, делать и еще раз делать.

Сознание штука интересная, субъективно может казаться, что и тренинги не работают, человек, так же как и книги, глотает тренинги пачками, но эффекта ноль. Бесспорно, хороших тренеров не так много, и можно несколько раз подряд нарваться на откровенно низкокачественный продукт. Но из любого даже самого, казалось бы, безнадежного тренинга можно вынести крупицы опыта. Практические задания, даже если их дает бестолковый тренер, не могут пройти без результата, делает-то их не тренер. Делает человек. Хотя иногда встречаются откровенно деструктивные тренинги, переполненные манипулятивными техниками и сомнительными методами. Характерной чертой таких мероприятий является требование привести нескольких человек для продолжения участия в тренинге или перехода на «новый уровень».

Специалисты не просят порекомендовать их кому-то. Если человек делает свою работу качественно, у вас возникнет такое желание само по себе.

Групповую психологическую работу можно сравнить с учебой в школе. Может ли человек сам открыть теорему Пифагора? Да, может. Все научные открытия когда-то были сделаны людьми. Но может ли один человек открыть все теоремы и законы математики? Конечно, нет, ему не хватит и сотни жизней. Даже десятую часть невозможно открыть самостоятельно. Поэтому существуют школы и институты, где каждому человеку рассказывают, что уже известно и как это применять на практике. Так и тренинги. Можно ли прийти к тому, что преподается на тренинге самостоятельно? Можно. Но сколько потребуется ресурсов и времени? Можно ли выучить математику по учебникам и книгам, не посещая школу? Наверное, можно. Но как эффективнее? Конечно, в классе. При условии, что ученик хочет учиться.

Индивидуальные консультации психотерапевта

kuda-podatsya-o-forumah-treningah-i-psihoterapevtah_4В человеке эволюцией заложена тяга ко всему новому. Стремление к новым знаниям – это естественное состояние психики. Порой это состояние нарушается, и человек перестает хотеть учиться. Этому нарушению всегда есть причина. Тот же репетитор – это немного психолог. На первых этапах его задача не столько научить – в школе тоже учат, а сколько преодолеть внутреннее сопротивление – вызвать у ребенка интерес. Дальше помочь наверстать упущенное, ведь учебная программа не стоит на месте, и чем больше человек пропустил, тем тяжелее ему догнать сверстников. Так и в жизни, чем позднее начинаешь гонять своих тараканов, тем изворотливее они ускользают.

Небольшой пример из личного опыта. В старших классах я не хотел ходить к репетитору по математике – не видел смысла. Родители же его видели, но когда они все-таки притянули меня на занятие, то я без ошибок решил абсолютно все задачи. Репетитор развела руками и сказала, что работать тут не над чем. Тогда они пошли по другому пути. Нашли человека, любящего математику и умеющего ей «заразить». Я жутко не хотел идти на занятие, я был уверен – это бессмысленная трата времени. В итоге мы договорились, что если мне понравиться, то я буду ходить, если нет, то они от меня отстанут. К моему удивлению, преподаватель оказалась от бога. С первого занятия она сумела пробудить во мне живой интерес к предмету. Это была Дрейман Алла Федоровна. Задачи, конечно, выходили за рамки школьной программы, но от этого поиск решения становился еще заманчивее. До сих пор вспоминаю, как я с радостью приходил к ней на занятия. Мне на самом деле было интересно, занятия воспринимались не как учеба, а как захватывающая игра.

Понятно, если человек категорически против, его нельзя убедить, его можно только заставить. Ребенка можно заставить учить уроки, но нельзя заставить их любить. Впрямую такие установки не проходят. Конечно, его можно «купить», пообещав посещение кино, как только он все сделает. Это тоже метод, но на одних подкупах далеко не уедешь, через некоторое время он вообще ничего не будет делать без материальной выгоды.

Итак, когда человек идет на тренинг, читает книгу, идет к психотерапевту, он ставит перед собой какую-то задачу. В начале разговора мы договорились, что варианты просто структурировать время мы здесь рассматривать не будем. Тогда остается только один вариант, человек хочет измениться, он хочет начать жить лучше, продуктивнее, счастливее, решить какие-то проблемы. Но когда ничего не приносит желаемого результата, возможны два варианта. Первый – завышенные ожидания, человек был уверен, что после прочтения книги он автоматически станет богатым. Завышенные ожидания не могут длиться вечно, рано или поздно планка притязаний понизится, и проблема разрешится. Второй – внутреннее сопротивление, и здесь следует разобраться подробнее.

У каждого человека есть подсознательные установки, которые во многом определяют нашу модель поведения и реагирования. Часто эти установки противоречат друг другу. И личность начинает метаться из стороны в сторону в попытках объять необъятное. Человек идет на тренинг, но когда приходит, ничего не делает – он сам саботирует свои же решения.

Как правило, глубинные мотивы скрыты от сознания и человек как будто не понимает, отчего он не хочет жить лучше. Если приглядеться, на периферии сознания всегда есть ниточка, потянув за которую можно начать распутывать клубок противоречий.

Работа идет послойно, вначале всплывают поверхностные проблемы, которые не сильно мучают личность. Затем заморочки посерьезнее. Основная задача индивидуальной психотерапии ‑ помочь человеку увидеть ошибочность своих убеждений. Увидеть те выводы, к которым он пришел в своей жизни, показать их ошибочность и помочь сформировать позитивный опыт. Самое сложное, кстати, это найти ту саму ниточку. Потому что чем ближе подступаешь к сути проблемы, тем болезненнее становятся переживания, и человек рефлекторно пытается их избежать.

Работая индивидуально, у психотерапевта появляется возможность направить все свои силы и все внимание на выяснение проблем одной личности. Если человек сильно зажат, то в группе он может побояться раскрыться. Психотерапевту можно рассказать какие-то интимные вещи, те, которые «на людях» не скажешь. Индивидуальная работа отлично подходит для работы с глубинными личностными проблемами. С вещами, вызывающими сильные болезненные переживания.

Самостоятельная работа

kuda-podatsya-o-forumah-treningah-i-psihoterapevtah_5Любой из вышеописанных вариантов предполагает самостоятельную работу. Не стоит ждать от тренинга, книги, психотерапевта, что они смогут изменить вашу жизнь. Любые изменения протекают изнутри, остальное – это просто инструменты, ускоряющие процесс. Прежде всего, нужно делать, брать эти инструменты в руки и использовать их по назначению.

Способность самостоятельно работать над собой служит хорошим барометром внутреннего сопротивления. Когда человек начинает действовать по собственному выбору, в сознании всегда возникает определенный эмоционально-физический фон. Понаблюдав за собой, можно сделать интересные открытия о себе.

К примеру, есть люди, которым в детстве запрещали выражать агрессию. При попытке вести себя агрессивно они испытывают жуткий дискомфорт. При выполнении упражнений на проявления агрессии, например, битье подушки, им будет физически и психологически тяжело это сделать. Движения будут скованными и неуверенными, тело напряжено. Внутренне при этом возникает ощущение неправильности происходящего, страха, душевной боли. Что именно будет чувствовать человек, зависит от прошлого опыта. Это и есть внутренне сопротивление. Человек запрещает себе защищаться, ведь агрессия ‑ это реакция на вторжение в личное пространство, реакция на попытки это пространство сузить.

Кто-то боится стать успешным, кто-то избегает денег, кто-то не может похудеть. Если человек не знает как, нужно читать книги. Хочет живого общения, практических задач и волшебного пинка – поможет тренинг или работа в группе. Есть несколько мелких вопросов – можно зайти на форум. Ну, а если ничего из вышеописанного не помогает, следует идти к психотерапевту и искать внутреннего террориста, саботирующего все начинания.

Подписаться на новые комментарии