Как избавиться от чувства злости?

Многие религии говорят о доброте и принятии всего и вся. Если слепо следовать этим советам и пытаться заставить себя стать милым и пушистым, то в итоге станет только хуже. Кто пробовал, тот знает. Почему же нельзя просто взять и перестать злиться?

Chystvo_zlostiДетское восприятие мира.

Детям по своей природе свойственна доверчивость. Кода мы маленькие пришли в детский сад, воспитатели объяснили нам правила: во время еды нельзя разговаривать, во время тихого часа нужно спать, бить машинкой по голове сверстникам нельзя и тому подобное. Эти слова были восприняты без особого протеста. Просто такие правила, нам сказали мы поверили.

Дети – маленькие ученые, а все вокруг – их большая лаборатория, они все пробуют, испытывают, изучают и реакции родителей не исключение. Когда накапливается достаточное количество результатов, в психике формируются автоматические реакции, ребенок уже знает, какие действия к чему приведут. Он помнит, что сделал и какой результат получил в ответ. Когда родители ругают ребенка, у него и мысли не возникает, что они могут быть не правы. В его мире родители это боги и если его отругали, значит, он что-то сделал не так.

Ребенок, взял карандаши, и раскрасил листик бумаги, принес маме, получил поцелуй и теплые слова, смысла слов не понял, но эмоции уловил – мама явно была рада. После этого взял карандаши и раскрасил листики приклеенные к стенам (обои), позвал маму, она рассердилась. Выводов ребенок может сделать несколько: маме не понравился рисунок, маме не понравились карандаши, маме не понравилось место. Взрослый будет долго и упорно рассказывать, что на стенах рисовать нельзя, но никто не знает какой вывод, сделает ребенок. Только раза с пятого он поймет, что маме не нравится именно место и значит рисовать на стенах нельзя. Следует понимать, что единственная причина по которой ребенок перестанет рисовать на обоях заключается в том, что мама будет ругаться. Он не понимает ни цены за обои, ни что такое ремонт.

Детская психика обладает интересным феноменом, со временем ребенок забывает какие именно действия он предпринимал, что говорили родители, а помнит лишь результат. Сознание отбрасывает все лишнее и оставляет суть. В вышеупомянутом примере ребенок скорее всего забудет, как именно мама ругалась, что делала, забудет и наказание, в сознании останется лишь правило – обои раскрашивать нельзя.

Так каждый из нас учиться жить. Путем проб и ошибок мы создаем себе свод неписанных правил и законов по которым, когда станем взрослыми, будем строить нашу жизнь.

Детские эмоции.

С эмоциями все происходит также. Если ребенку постоянно говорить, что злиться на родителей плохо то со временем, он научиться злость в себе подавлять. Дело в том, что злость это рефлекторная реакция психики на ограничения, примерно такая же как страх – реакция на угрозу. Человек не может не злиться, если чувствует ограничения.

А ребенок постоянно их чувствует: в доме не бегай, на улице не кричи, в гостях веди себя спокойно и далее в том же духе. Дети непосредственны, если ему хочется радоваться, он радуется, если хочется грустить он грустит, если бегать – бегает. До определенного уровня ограничения воспринимаются нормально, и детская психика успевает их переваривать и растворять. Никто из людей и детей, в том числе, сразу не злится. Вначале возникает ощущение дискомфорта, потом недовольство, дальше раздражение и только потом злость, кстати дальше идет гнев и ярость, именно в ярости человек не осознает, что он делает, эмоции зашкаливают на столько, что разум отключается напрочь, и человек идет в разнос. Но у детей до гнева и ярости обычно не доходит.

Чем больше ребенку всего запрещают, тем больше он злиться, чем больше он злиться, тем больше его ругают за злость. Родители почему-то считают, что ребенок не имеет права на них злиться. Только спроси: «Почему?» — никто объяснить не сможет. Со временем маленький человечек начинает верить в то что злиться нельзя, что злятся только плохие и неправильные дети. Как только он чувствует злость он сразу же пытается ее подавить, что бы не быть плохим. Злиться он от этого меньше не будет, просто эти переживания уйдут в бессознательное и оттуда продолжат свое влияние. Я повторюсь, злость – естественная реакция, ее невозможно не испытывать при наличии ограничений.

Взрослый человек с детскими установками.

Когда такой ребенок вырастает у него есть четкая установка – мне злиться нельзя. Будучи взрослым, он отыгрывает, эту установку даже не осознавая ее. Подавляя злость, человек не знает, почему он это делает, вернее не может вспомнить, но бесконечно подавлять невозможно. Психика в этом случае как паровой котел – рано или поздно сработает предохранительный клапан, и всем привычный скромный и пушистый примерный гражданин срывается с катушек и начинает вести себя самым непредсказуемым образом – наброситься на случайного прохожего или наорет на бабушку, медленно переходящую дорогу. Довольно хорошо подобный тип поведения показан в фильме «Управление гневом».

Рука об руку с подавлением злости идет чувство вины. Чаще всего «Неправильные» детские эмоции и действия подавляются через привитие этого чувства ребенку. Заставить малыша чувствовать себя виноватым, это очень простой и эффективный метод решить проблему здесь и сейчас. Фраза: «Ты плохой» сразу ставит в ступор. Помните? Родители – это боги. Следовательно, их слова сомнению не подлежат. После этого сознание сразу начинает искать причину и находит ее, поданную на блюдечке – ты плохой потому что… (вставьте на свой выбор).

С эффективностью этого способа могут сравниться только его разрушительные последствия для психики. При таком подходе у человека формируется целый клубок взаимосвязанных реакций и переживаний. Попытки подавить гнев приводят к чувству вины. Пытаясь вину скомпенсировать человек подавляет свои желания ради чужих. Отсюда формируется избыточная уступчивость и желание угодить.

Другая сторона проблемы – гнев живет своей жизнью. Человек не контролирует вспышки агрессии. Такой стиль поведения чреват неадекватной реакцией на события. Когда нужно проявить настойчивость и умеренный напор, человек ведет себя уступчиво и наоборот, когда ни что не предвещает беды, происходит срыв.

Например, начальник просит остаться сверхурочно и подготовить срочный доклад, а у подчиненного уже запланирована встреча с друзьями. Как только подчиненный начнет злиться, сразу же прицепом возникнет вина, а способ ее искупить уже есть, пожертвовать своими планами и остаться сделать роботу. Потом, когда человек расслабиться и контроль со стороны разума спадет, гнев вырвется наружу на первую попавшуюся цель.

Может показаться, что логики в этом поведении нет и человек сам себя водит за нос. Получается какой-то мазохистский замкнутый круг. Сам себе придумал проблему и сам же ее решил, при этом, вместо отдыха, получил порцию трудотерапии ради сомнительных идеалов, в которые все мы свято верим. Так оно и есть, сознательно мы привыкли все рационализировать. Мы рассказываем себе сказки, что остаемся сверхурочно, потому что хотим повышения по службе, боимся быть уволенными или поссориться с начальством. А все это лишь игры нашего разума, который ни за что не хочет обратить свой взор на подсознание, и честно посмотреть правде в глаза. Боимся и переживаем мы на самом деле, но это не первопричина, это следствие.

Эпилог.

Человека с внутренними противоречиями будет постоянно бросать из крайности в крайность. Его жизнь – это непрекращающаяся схватка с самим собой. Такая личность не может жить спокойно не потому что не хочет, а потому что любое внешнее воздействие приводит психику в состояние хаоса. Противоречия буквально раскалывают сознание и, пытаясь скомпенсировать одни переживания, человек усугубляет другие.

Что бы жить в ладу с сами собой, необходимо уважать все части своей психики, даже негативные. Учитесь слушать свои эмоции, тогда они не будут прорываться наружу с боем, причиняя массу проблем вам и вашему окружению. Чем меньше вы их подавляете, тем меньше они давят в ответ.

Подписаться на новые комментарии