Дофамин — двигатель социальных сетей

Dofamine_soc_seti

В прошлой статье были обрисованы основные «законы поведения» дофамина. Сейчас начнем погружаться в частности – будем говорить о том, как дофамин создает нашу зависимость от социальных сетей, видеохостингов и прочих цифровых достижений современности.

Мы заходим в социальные сети по нескольку раз на дню. При первой свободной минутке бросаемся собирать урожай на виртуальной ферме и предпочитаем виртуальные танковые баталии прогулкам на свежем воздухе. Вечернее посещение страниц друзей для многих стало обязательным ритуалом, заменяющим настоящее общение. Вещи, придуманные как способ приукрасить жизнь и поддерживать связь с друзьями, для многих стали самой жизнью, отодвинув реальную на второй план.

Большинство пользователей социальных сетей часто «зависает» на стенах, в группах. По большому счету, что еще здесь делать? Общение, конечно, тоже присутствует, но в основном все занимаются репостами, лайками, комментариями и просмотром видео.

В статье «Осознанность» я уже упоминал, что практической пользы от этого не шибко много. В исключительных случаях она, конечно, есть: некоторые на этом зарабатывают, некоторые удовлетворяют свои комплексы, но очевиден факт – не могут комплексы и заработок быть единственными мотивами. Все мы со своими тараканами, но, разумеется, есть еще какая-то весомая причина такой зависимости от социальных сетей.

Множество людей ежедневно тратит на них по нескольку часов. Каждый из нас не может сказать, что он получает удовольствие от этого процесса, вроде, что-то схожее есть, но истинным удовольствием это назвать язык не поворачивается. Это больше похоже на легкую форму привязанности, наподобие пристрастия к сладкому или пиву. И без этих вещей жизнь неплохо смотрится, но с ними кажется лучше. То же касается социальных сетей. Но грань здесь довольно тонка, и часто люди впадают в зависимость.

Ни для кого не секрет, что электронная зависимость в развитых странах выходит на первые места, обгоняя зависимости от сигарет и алкоголя. Алкогольную зависимость легко диагностировать, чего нельзя сказать о зависимости от социальных сетей. Если человек четыре часа в день пьет, то это не может остаться незамеченным, а если сидит за монитором, то никто на это не обратит внимания.

Исследования показали, что человек испытывает удовольствие, когда начинает рассказывать о себе, своих взглядах, убеждениях. Слушать других людей нам нравится гораздо меньше, чем говорить самим. В принципе, мы это и так знаем. Прислушайтесь к себе во время разговора с кем-то, вполне может быть, вам не очень интересно, что говорит другой человек, но вы с нетерпение ждете возможности сказать сами.

Общаясь с человеком в офлайне, мы можем говорить примерно половину времени, это с глазу на глаз, а в шумной компании и того меньше. Однако социальные сети дают нам поистине безграничные возможности показать себя. По крайней мере, нам так кажется. Наполняя свою стену, каждый человек создает желаемый образ себя. Причем сделать это очень просто. Вся интересующая нас информация подается на блюдечке с голубой каемочкой. Выбор огромен, достаточно вступить в нужные сообщества, и человек будет завален информацией. За считанные минуты можно воплотить на стене мечту. Процесс сам по себе захватывает нас в дофаминовую ловушку, поэтому мы будем постить и репостить до бесконечности.

Плюсом социальных сетей является возможность подумать – в реальном общении мы вынуждены отвечать сразу, мы не можем взять тайм-аут, а в социальной сети у нас всегда есть такая возможность, тем самым мы сводим вероятность ошибки к минимуму. А наш образ становится еще филиграннее.

Самопрезентация – это захватывающий в прямом и переносном смыслах процесс. У человека, просматривающего свой профиль в социальных сетях, поднимается самооценка. Иллюзия настолько сладка, что мы хотим в нее верить. Мы начинаем зависеть от социальной сети, от тех ощущений, которые испытываем.

Поскольку каждый человек отбирает для своего профиля лучшее, у нас создается искаженное представление о реальности. Мы видим только избранные фотографии: красивая жизнь, великолепные путешествия, фееричные вечерники. Мы невольно начинаем сравнивать. Собственно, и раньше, сидя дома с бутербродами и чаем, мы понимали, что где-то там есть красивая жизнь, а мы проводим свое время слишком серо. Но мы не думали об этом регулярно, у нас не было повода. Теперь нам ежедневно напоминают, что время можно проводить иначе ‑ веселее, интереснее. Возможно, мы бы никогда не стали тратить его на увиденные развлечения. Но, видя их постоянно, мы спрашиваем себя: «А может я, действительно, чего-то в этой жизни не понимаю? Может жить нужно именно так? Красиво, весело, феерично? Возможно, это и есть счастье?» Правда, мы как-то забываем, что сравниваем свою реальную жизнь с виртуальной выжимкой из чужой.

Совершая какое-то действие в социальной сети, мы подсознательно ждем награды: станем умнее сами; поможем нашим друзьям, наполнив стену полезной информацией; создадим свой неповторимый образ, и к нам, как говорится, потянуться люди. Нельзя сказать, что наши предположения беспочвенны, в них есть доля истины. Иногда мы действительно находим что-то полезное, но эти моменты редки, как выигрыш в казино.

Понаблюдав за собой во время серфинга по сети, можно ощутить состояние предвкушения. Что мы делаем в интернете? Мы ищем, ищем, ищем… Присмотревшись к своим чувствам, можно увидеть желание найти что-то поистине ценное. Кажется, еще чуть-чуть и самый смешной ролик всплывет перед глазами. Еще немного и я, наконец, найду волшебный совет/книгу/тренинг, и моя жизнь чудесным образом изменится. Еще пару фотографий и я стану самым особенным. Включается механизм, заставляющий крысу метаться по полу под напряжением от кнопки к кнопке (о крысах и дофамине в прошлой статье).

Мы подписаны на огромное количество рассылок, новостей, полезных советов. Мы смотрим и читаем. Какой процент прочитанного реально помог нам изменить свою жизнь? Хочется вспомнить принцип Парето: «20% действий дают 80% результата». Возможно, это так, но большинство «жителей» социальных сетей не вспомнит и 10% прочитанного через месяц. В реальной жизни мало поводов применить эту информацию. Но у нас нет необходимости в стольких знаниях, так зачем мы постоянно к ним стремимся? Как дофамину удается нас подсаживать на крючок?

Страх потерять возможность получать информацию – это негативная сторона дофамина. Сенсорный (информационный) голод ‑ это настоящее испытание для психики, избалованной обилием новостей и знаний. Находясь без возможности отвлечься на внешние проявления, появляется внимание разворачиваться вовнутрь. Человек начинает пристально рассматривать свой внутренний мир и может наткнуться на множество неприятных ощущений. У психики и от этого есть защита – внутренний диалог. Человек начинает сам с собой спорить, что-то представлять, участвовать в вымышленных ситуациях. В общем, сам себе создает поток информации. Но это уже механизмы психики и прямого отношения к теме этой статьи не имеют. Об этом как-нибудь в другой раз. Вернемся к дофамину.

Страх пропустить что-то важное не связан только с социальными сетями, это может быть страх пропустить распродажу, концерт, вечеринку – все что угодно. У людей с расшатанной дофаминовой системой легкий страх упустить присутствует постоянно. Он словно радио – мы не всегда его слушаем, а оно все равно играет свою песню. Так и со страхом, он тихонечко напевает свою мелодию, подпитываясь дофамином, а человек время от времени поддается на его россказни.

Сейчас информация сыплется на нас килотоннами. Пресса, телевидение и, конечно же, интернет! Но так стало совсем недавно. Еще двести лет назад люди не получали за год то количество информации, которое мы впитываем за неделю. С точки зрения эволюции двести лет это не то, что минута, это и секундой не назовешь – биологически мы, мягко говоря, еще дети в вопросе обращения с информацией. Представьте пятилетнего ребенка, который в своей жизни очень редко ел сладкое. Вдруг перед ним высыпали гору конфет и сказали: «Это все твое! Ешь, сколько хочешь». Малец, конечно, обалдеет от такого «счастья» и накинется на сладкое.

В вопросах потребления информации мы ведем себя точно таким же образом. Словно дети, дорвавшиеся до сладкого, потребляем без разбора. Но мы не дети, и каждый сам отвечает за свою жизнь.

Конечно, отказаться от цифровых технологий вполне возможно, но есть ли в этом смысл? Интернет дает множество плюсов и возможностей. Так что главное – найти баланс между сетью и реальной жизнью. По большому счету, все мы идем в социальные сети за одной простой вещью – за ощущением счастья. Но штука заключается в том, что дофамин не может дать этого чувства, он может дать только предвкушение. Социальные сети в сегодняшнем виде – это иллюзия. Дело здесь не в том, что люди врут, а в том, что счастья здесь нет, и никогда не было.

P.S. Про дофамин и сахар.

Подписаться на новые комментарии