Чувство вины

Chyvstvo_vini

Я очень люблю наблюдать за маленькими детьми. Смотря на них и сравнивая с взрослыми, очень легко понять, какие процессы в нашей психике естественны и здоровы, а какие невротичны и являются искусственными надстройками. Самое ценное свойство детской психики и, к сожалению, самое хрупкое – ее открытость. Смотря на ребенка, ты понимаешь, что он не пытается тебе казаться хуже или лучше, он не видит в этом смысла. Он принимает взрослого таким, какой он есть и ждет от него того же, при этом оставаясь честным с тобой в любом случае.

Маленькие дети ни когда сами по себе не чувствуют своей вины. Это чувство им можно только внушить и заставить почувствовать, иным словами — это чувство социально сформированное. Некоторые мои статьи, в той или иной степени касаются переживания вины. В этом материале я решил собрать кусочки разрозненной информации воедино и дополнить их новыми смыслами.

Чувство вины формируется с помощью ближайшего окружением ребенка в детстве. Бывает это происходит осознано, бывает нет. Есть несколько способов прививания чувства вины. О каждом по порядку.

Первый вариант. Состояние виноватости воссоздается с помощью наказания. Ребенок совершил нежелательный (с точки зрения окружения) поступок, и его наказали неким способом (физическое наказание, чувство одиночества, психологическое давление и прочее). Соответственно, по мере взросления и повторения наказания ребенок воспринимает эти действия «плохими». Вырабатывается рефлекс, и тогда боль и страх возникают автоматически, даже в отсутствие возможности понести реальное наказание.

Другой вариант развития событий. В некоторых семьях родители считают, за любой свой проступок ребенка нужно наказать, и самое главное – он обязан осознать свою ошибку. Процесс этот должен обязательно сопровождаться видимыми внешними проявлениями. Иначе как понять, что ребенок на самом деле переживает и осознает? Малец должен выглядеть виноватым (носить несчастное лицо, быть тихим и спокойным, ходить, потупив взгляд). Порой дети смекают, что родители не отстанут от них до тех пор, пока не увидят переживаний. Соответственно, дети начинают переживать, что бы просто изобразить свою виноватость. Они учатся испытывать чувство вины, потому что только так родители успокоятся. Со временем человек срастается со своей ролью и уже не понимает, где притворяется, а где на самом деле чувствует себя виноватым.

В начальной школе к контрольным я относился совершенно спокойно. Помню, как в пятом классе я видел волнение своих сверстников перед годовой контрольной по математике, помню удивленно-осуждающие взгляды родителей, когда на вопрос: «Волнуешься?», я ответил: «Нет». А еще помню тот момент, когда перед самой контрольной я решил, что «правильнее» было бы волноваться. Все же волнуются, да и родители ведут себя странно, видя, что я не переживаю. Сидя в классе перед началом занятия, я стал раскручивать свои переживания. Внушать себе, что годовая контрольная это очень важно, что от этого зависит чуть ли не вся моя жизнь, ну и прочие не очень здоровые фантазии. Естественно я разволновался, но тут же к волнению присоединилось чувство удовлетворенности: «Я молодец. Такой как все. Мама с папой будут довольны». Правда волнение перед контрольными и экзаменами меня редко оставляли и, скажем прямо, жизнь не облегчили. В итоге контрольную я написал на четверку, хотя с математикой у меня ни когда проблем не было.

Третья причина возникновения чувства вины — это ассоциация вины с новыми событиями и ощущениями. На ранних этапах развития личности все действия со стороны воспринимаются как норма, разум не может отфильтровать происходящее, он запоминает все. Слова, жесты, действия, случайные объекты и так далее. В этом случае у человека вдруг неожиданно возникает чувство вины в ситуации, где виной и не пахнет.

Бывает, приходишь к кому-нибудь в гости, и на глаза попадается старая затертая игрушка. Как в детстве. Или ковер как у бабушки в деревне, и сразу же ощущается прилив теплых ассоциаций и «вкус детства». Поведение людей якорится точно также как физические объекты.

Человек может увидеть кошку, когда будет стоять в углу. В дальнейшем при виде кошки он будет испытывать чувство вины. Или будет играть определенная мелодия, когда его ругают. Через много лет он может услышать ее снова и испытать «старые» эмоции. Как работает этот механизм подробнее написано в статье «Рефлексы человека».

С другой стороны нельзя сказать, что вина это всегда плохо. В руках умелого и доброго родителя чувство вины становиться эффективным способом воспитания ребенка, привития социальных ценностей и основ общечеловеческой морали. Правда, умелых рук не так уж много.

Интересный феномен происходит, когда ругают ребенка, а не его действия, при этом, не давая ребенку исправить ситуацию. Возьмем классический пример с порядком в комнате. Часто родители ругают ребенка за бардак и тут же самостоятельно наводят порядок. Подобный подход приводит к тому, что со временем в психике образуется связка: Ошибка = чувство вины. Важно! Человек в таком случае не учится самостоятельно решать возникшие проблемы. Он не понимает, что нужно не вину чувствовать, а проблему решать.

Во взрослой жизни это приводит к неспособности решить свои проблемы. Например, человек постоянно опаздывает на работу. Он понимает, что неправ и каждый раз испытывает по этому поводу чувство вины. Он не пытается, изменить режим, завести пораньше будильник, собраться «с вечера». Его линия мышления заканчивается на чувстве вины и собственно им исчерпывается. Такого работника легко узнать. Во время «отчитки» у руководителя, он будет все своим видом показывать, что виноват, но стоит его лишить премии, как на лице возникает немой вопрос: «Я же чувствую себя виноватым! Разве этого мало?»

Другой пример. Знал я одного товарища, который хронически ходил налево от жены. Причем, часа за два перед «походом» в кругу друзей он начинал одну и ту же песню: «Я сволочь! Я гад! Так нельзя!» и прочее в таком духе. Срабатывал тот же усвоенный в детстве шаблон. Действие – чувство вины. Только заранее, что бы потом не мучатся. Я совершаю плохие поступки и сам себя за них наказываю. Очень удобная концепция, что бы ни чего не менять в своей жизни.

Чувство вины, срабатывает по описанным выше шаблонам, но человек, порой пользуется этим чувством, только для того что бы ни чего не менять. Любая психика не любит изменений и защищается от них самыми изворотливыми способами. Понаблюдайте за собой «виноватым». Что вы потеряете, отказавшись делать поступки, ведущие к вине?

Кстати, чувство вины часто проявляется в скрытой форме. Если человек постоянно всех ругает и обвиняет, то ясно, что это ему за чем-то нужно. Либо это банальный уход от ответственности, либо перенос. То есть человек видит в других то чувство, которое в себе отказывается признавать. Психика, таким образом, защищается от признания своих негативных качеств, приписывая их другим. Так что хроническое обвинение других может свидетельствовать об ощущении виноватости у обвинителя.

Как было сказано в начале статьи чувство вины это социально навязанное чувство. Психически здоровый человек в идеале вины не испытывает вовсе. Человек честен с самим собой и знает, что в данной ситуации он сделал все, что от него зависит. О какой вине может идти речь? Он признает свое право на ошибку и готов, ее исправить. Он это делает не потому, что чувствует свою вину, а потому, что осознает свою ответственность, а вина и ответственность это совершенно разные вещи. Хотя часто выглядят похоже.

Подписаться на новые комментарии